Уходящий учебный год в России был ознаменован выходом образовательного стандарта об инклюзивных школах. С 1 сентября 2016 года любая общеобразовательная начальная школа обязана принять в класс ребенка-инвалида, если того захотят его родители, и он будет учиться в обычном классе.
![инклюзивное образование](images/news_l06/img9.jpg)
Инклюзия тестировалась в нескольких регионах России и в результате стала обязательной для всей страны. Согласно материалам СМИ, которые освещали данную ситуацию в сентябре, многие российские школы не соответствовали вводимому стандарту и оказались не готовы обучать таких детей. К концу года ситуация не поменялась в лучшую сторону.
Обсудим еще раз, как школе подготовиться к новым ученикам, и какие могут возникнуть трудности?
Нарушения аутичного спектра и готовность учителей к приему таких детей — тема для отдельной психологической статьи. Мы рассмотрим, как подготовить техническую часть оборудования школы для приема учащихся с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.
Наличие пандусов и лифтов
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, передвигаются в инвалидной коляске и не могут подниматься по ступенькам. Поэтому в школах с инклюзивным образованием должны быть удобные пандусы, по которым ребенок сможет подняться без посторонней помощи. Если позволяет финансирование и инфраструктура здания, можно установить лифт, на котором ребенок сможет попадать на верхние этажи. Также необходимо расширить дверные проемы классов, чтобы ребенок на коляске мог посетить урок.
![инклюзия в школе](images/news_l06/1365137876_inklyuzivnoe-obraz.jpg)
Учебники со шрифтом Брайля
Для детей с нарушениями зрения необходимо приобрести учебники со шрифтом Брайля. К сожалению, купить их не так просто, даже если у школы все в порядке с финансированием. По словам директора общеобразовательной санаторной школы Нижневартовска Мухамата Ишбаева, такие учебники выпускает только одно издательство в России, и найти их в свободной продаже невозможно.
Помимо этого, школе необходимо приобретать клавиатуры со шрифтом Брайля, а также увеличительные приборы (обычно используют видеоувеличители), чтобы дети, которые видят очень плохо, могли разбирать текст учебников.
Слуховые аппараты и акустические системы
Дети с нарушениями слуха нуждаются в электронной аппаратуре, благодаря которой они смогут разбирать слова учителей, одноклассников и окружающие звуки. Ученики, которые совсем не могут слышать, нуждаются в тьюторах или помощниках для сурдоперевода.
В идеале, в школе должно быть развивающее коррекционное оборудование и специальные приспособления для занятий спортом (например, мячи со звуковым сигналом для детей с нарушением зрения). Полный спектр оборудования для инклюзивного образования вы можете увидеть в дополнительных материалах.
Инклюзивное образование должно быть доступно не только на бумаге. Давайте воплощать стандарты в жизнь общими силами.
Дети с ОВЗ и как с ними работать: детальный разбор. Компания по продаже реабилитационной техники «Росопека» подробно рассказала о том, как работать с детьми с разными заболеваниями.
Оборудование для детей с ОВЗ. Здесь вы можете найти необходимое реабилитационное оборудование, которое уже рассортировано по разным категориям
Как работают школы с инклюзивным образованием. Несколько историй о том, какие трудности бывают в инклюзивном образовании глазами директоров школ
Дети и инклюзивное образование. Каково быть ребенком с ОВЗ в общеобразовательной школе