Уходящий учебный год в России был ознаменован выходом образовательного стандарта об инклюзивных школах. С 1 сентября 2016 года любая общеобразовательная начальная школа обязана принять в класс ребенка-инвалида, если того захотят его родители, и он будет учиться в обычном классе.

Инклюзия тестировалась в нескольких регионах России и в результате стала обязательной для всей страны. Согласно материалам СМИ, которые освещали данную ситуацию в сентябре, многие российские школы не соответствовали вводимому стандарту и оказались не готовы обучать таких детей. К концу года ситуация не поменялась в лучшую сторону.
Обсудим еще раз, как школе подготовиться к новым ученикам, и какие могут возникнуть трудности?
Нарушения аутичного спектра и готовность учителей к приему таких детей — тема для отдельной психологической статьи. Мы рассмотрим, как подготовить техническую часть оборудования школы для приема учащихся с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.
Наличие пандусов и лифтов
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, передвигаются в инвалидной коляске и не могут подниматься по ступенькам. Поэтому в школах с инклюзивным образованием должны быть удобные пандусы, по которым ребенок сможет подняться без посторонней помощи. Если позволяет финансирование и инфраструктура здания, можно установить лифт, на котором ребенок сможет попадать на верхние этажи. Также необходимо расширить дверные проемы классов, чтобы ребенок на коляске мог посетить урок.

Учебники со шрифтом Брайля
Для детей с нарушениями зрения необходимо приобрести учебники со шрифтом Брайля. К сожалению, купить их не так просто, даже если у школы все в порядке с финансированием. По словам директора общеобразовательной санаторной школы Нижневартовска Мухамата Ишбаева, такие учебники выпускает только одно издательство в России, и найти их в свободной продаже невозможно.
Помимо этого, школе необходимо приобретать клавиатуры со шрифтом Брайля, а также увеличительные приборы (обычно используют видеоувеличители), чтобы дети, которые видят очень плохо, могли разбирать текст учебников.
Слуховые аппараты и акустические системы
Дети с нарушениями слуха нуждаются в электронной аппаратуре, благодаря которой они смогут разбирать слова учителей, одноклассников и окружающие звуки. Ученики, которые совсем не могут слышать, нуждаются в тьюторах или помощниках для сурдоперевода.
В идеале, в школе должно быть развивающее коррекционное оборудование и специальные приспособления для занятий спортом (например, мячи со звуковым сигналом для детей с нарушением зрения). Полный спектр оборудования для инклюзивного образования вы можете увидеть в дополнительных материалах.
Инклюзивное образование должно быть доступно не только на бумаге. Давайте воплощать стандарты в жизнь общими силами.
Дети с ОВЗ и как с ними работать: детальный разбор. Компания по продаже реабилитационной техники «Росопека» подробно рассказала о том, как работать с детьми с разными заболеваниями.
Оборудование для детей с ОВЗ. Здесь вы можете найти необходимое реабилитационное оборудование, которое уже рассортировано по разным категориям
Как работают школы с инклюзивным образованием. Несколько историй о том, какие трудности бывают в инклюзивном образовании глазами директоров школ
Дети и инклюзивное образование. Каково быть ребенком с ОВЗ в общеобразовательной школе