Очень часто выпускники школ не могут определиться, с какой специальностью они хотят связать свою жизнь. В результате они поступают в университеты по указке родителей или занимаются тем, что считается престижным. Затем они получают диплом по ненавистной им специальности и уходят в другую сферу деятельности. Все это является бесцельной тратой времени, денежных средств, а также делает человека несчастным. Ведь каждый из нас должен заниматься своим делом, реализовывать тот проект, с которым он пришел в этот мир.
Для того чтобы ребенок смог еще в школьные годы определить, какая сфера деятельности ему близка и чем он хочет заниматься во взрослой жизни, важно наладить взаимодействие между школой и вузами. Благодаря этому среднее образование станет первой ступенькой на пути освоения конкретной специализации, вследствие чего вырастет и квалификация будущих профессионалов.
Многие школы Свердловской области в последние годы выстраивают это взаимодействие все теснее. Например, екатеринбургская Гимназия №9 не только поддерживает и расширяет олимпиадное движение, но и на постоянной основе сотрудничает с Уральским федеральным университетом – крупнейшим уральским вузом. Начиная с 7 класса, в гимназии дети обучаются в профильных классах: физико-химическом, физико-математическом, гуманитарном, медико-биологическом и социально-экономическом. В рамках взаимодействия с УрФУ школьники знакомятся со специальностями, которые соответствуют текущему профилю их образования: знакомятся с преподавателями, изучают факультеты, а также проходят летнюю практику на базе вуза: школьники проводят в УрФУ две недели, где получают навыки самостоятельной исследовательской работы. Практикоориентированная система образования помогает детям проще подойти к вопросу самоопределения, что и является основой выбора будущей профессии.
Работу с вузами проводят и другие екатеринбургские школы. Например, МБОУ СОШ №32, где пристальное внимание уделяется художественному образованию. Они сотрудничают с Институтом музыкального и художественного образования ГБОУ ВПО Уральского государственного педагогического университета. Помимо этого, школа также работает с детским садом №586 «Остров детства». Такая вертикаль взаимодействия позволяет школьникам подробно изучить их будущую специальность через общение со студентами Университета, студенты, в свою очередь, получают практику работы с детьми и возможность реализовать свои творческие проекты, а воспитанникам детского сада дается возможность раннего самоопределения. Таким образом, уже детский сад может стать первым шагом на пути к будущей профессии.
Сегодня дети имеют широкий спектр возможностей и им необходимо вовремя помочь определить верный путь, индивидуальный для каждого ребенка. К сожалению, программы профориентации школьников, которые проводятся в виде тестов, не дают такого же точного результата в самоопределении ребенка, как практикоориентированный подход взаимодействия между школой и вузом. Именно поэтому очень важно выстроить такую вертикаль отношений в каждой школе, избавив детей от постоянного чувства потерянности и страха перед будущим.
Тест-драйв в Уральском федеральном - https://urfu.ru/ru/press/opinions/test-drive-2017/ - Ежегодное мероприятие УрФУ для талантливых абитуриентов со всей России. Здесь школьники могут прочувствовать на себе студенческую жизнь еще до поступления, чтобы сделать правильный выбор.